Что делать, если ты начинающий специалист?
Начинать свой путь в любом деле не просто. А когда вопрос касается медицины, все становится еще сложнее. Мы поговорили с практикующим косметологом и преподавателем Аленой Викторовной Кирсановой, и узнали, как начать свой путь в сфере красоты и какими преимуществами обладает обучение сегодня.
— Сейчас вы не только косметолог, но и преподаватель, как это вышло?
— Я работала в различных клиниках, открыла частный кабинет, поработала сама на себя. В какой-то момент, когда я работала в одной из клиник, главврач Сергей Владимирович Шакула, большое спасибо ему за это, спросил, не хотела бы я попреподавать. Он сказал, что ему нравится то, что я делаю и как, что я умею общаться с публикой. Он тогда преподавал в «ОЛТА» — это один из самых старых по Санкт-Петербургу учебных центров. Я пошла туда, прособеседовалась. Они понравились мне, я понравилась им, и так начался второй виток моего косметологического поприща – это обучение.
Я обучала и на базе других учебных центров, создавала авторские семинары, которые проводила у себя на площадках в клиниках. Вот, собственно, так я познакомилась с Петром Сергеевичем, руководителем «РАТМЕДа», который предложил мне еще один вариант обучения – на базе интернет-площадок и порталов. Это для меня будет новым опытом, и я уверена, что у нас все получится. Желаю нам и себе, в частности, удачи (улыбается).
— Что нужно делать студентам, только окончившим университет, чтобы стать высококачественным специалистом?
— Косметология только начинает появляться в нашей стране, курсов еще не очень много, а компетенций, которые необходимы для работы, достаточно. К сожалению, очень мало площадок, где начинающий специалист может получить эти умения. В основном они находятся в городах-миллионниках, в регионах ситуация совсем другая. Люди приезжают и уровень их образования, а особенно по косметологии, очень мал. Поэтому это сейчас востребованная сфера обучения.
Компетенции, которые получает молодой врач в институте, базируются на академических знаниях. Но косметология – это прикладная наука, которая строится на практических навыках. Для того, чтобы быть хорошим специалистом, тебе мало прочитать лекции по анатомии, знать физиологию и как устроен организм внутри. Нужно получить практические навыки: как держать шприц, под каким углом вводить гель и т.д. и т.п. И вот эти все навыки в институтах не дают. Поэтому чем больше курсов, семинаров по разным техникам и продуктам, которые используются на косметологическом рынке, тем лучше. Сейчас выходит огромное количество новых продуктов, у них разные составы, техники введения, они предназначены для разных типов пациентов. И все это как поезд-экспресс происходит без остановки. Ты должен или находиться в этом поезде, или потом очень сложно наверстать упущенное, если в какой-то момент ты выпал или не запрыгнул.
— А если ты выпадаешь, что дальше?
— Есть у нас такая проблема в медицине – система НМО (непрерывного медицинского образования). Ты постоянно должен повышать свою квалификацию. Если в какой-то момент, опять-таки это не мои слова, это слова моих студентов, по разным причинам ты выпадаешь из обоймы, это может быть рождение ребенка и уход в декрет, болезнь или просто желание передохнуть или уйти в другую сферу, потом обратно зайти в медицину очень тяжело. Основное, что должен знать начинающий косметолог, который хочет быть хорошим практикующим врачом с большой базой пациентов и которого будут передавать сарафанным радио с хорошей обратной связью, этот врач должен учиться постоянно. То есть ежемесячно нужно получать какую-то порцию информации, по-другому никак.
— Что отличает косметолога с опытом от начинающего специалиста помимо набитой руки и большой базы клиентов?
— У каждого практикующего врача по мере накопления профессионального опыта появляются свои техники. Те, которые дают максимальный результат, которые могут сделать какую-то штатную методику более обособленной. И у меня в том числе есть такие приемы. Например, у нас есть огромная область изучения – контурная пластика. Это введение гелей на основе гиалуроновой кислоты для того, чтобы скорректировать какие-то части лица. Убрать складки, морщины, увеличить какие-то зоны. Например, одна из самых популярных процедур в контурной пластике – это увеличение губ филлерами. Для того, чтобы сделать губы максимально красиво, у каждого врача есть свои секреты. И на их базе создается авторская техника. У меня тоже есть своя методика, она называется «техника плоский бант», которая дает максимально естественные красивые губы даже тем пациентам, у кого от природы они тонкие, невыраженные, имеют размытый контур и т.д.
Таких техник в разных областях косметологии много. И у каждого есть своя база уникальных авторских методик, которые дают хорошие результаты. И мне очень бы хотелось в рамках работы с «РАТМЕДом» поделиться своими. Но не просто показать их на базе учебного центра в каком-то районе города, а иметь возможность рассказать об этом огромному количеству людей через соцсети, интернет-порталы, площадки, записав при этом предварительно вебинар, прямой эфир. Чтобы, например, врач-дерматолог, который только закончил университет где-нибудь в Екатеринбурге и очень хочет стать хорошим косметологом, мог набрать в поисковой системе «Как сделать ботулинотерапию?», попасть на наш портал, увидеть фрагмент видео и понять, насколько это интересно и насколько красивый результат это может дать. И уже после приехать к нам, посмотреть очно, как это все происходит.
Это важно, потому что если ты не можешь на практическом занятии взять вместе с тренером и под его чутким руководством что-то попробовать, то курсы именно по авторским техникам ничего не дадут. Мы можем научить колоть дистанционно мезотерапию. Человек посмотрит ролик и попробует что-то сделать. Но набираться опыта для того, чтобы научиться делать красиво, он будет непосредственно здесь и сейчас, в кабинете, имея возможность почувствовать в каком слое, сколько препарата вводить, как стоять, справа или слева от пациента.
— Вы говорили, что в косметологии очень важны практические навыки. Что для этого используется в процессе обучения?
— У нас, опять-таки, ввиду того что дисциплина молодая, очень мало симуляционного оборудования. Наука прикладная, она базируется на практических навыках, но практиковаться не на чем. Потому что, когда ты видишь на семинаре какую-то новую технику, тебе нужно найти модель, живого человека, который даст возможность на себе поучиться. Таких моделей найти очень тяжело, это первое. Второе, это огромная ответственность, потому что ты не можешь гарантировать пациенту, этой модели, что у тебя получится все с первого раза. Отсюда появляются негативные отзывы в интернете и СМИ: «Я попал в руки живодера, мне перекололи, сделали не то, какое-то осложнение появились и т.д.» Весь этот негатив базируется на том, что у врача, к сожалению, нет возможности получить практический навык на биоматериале, чтобы потом спокойно уже перейти на работу с живым пациентом. И это огромный минус нашей российской косметологии.
Поэтому то, что сейчас мы в «РАТМЕДе» создаем симуляционное оборудование в виде поверхностных слоев кожи, кожного лоскута, на котором мы сможем наших врачей в рамках семинаров обучить, как держать шприц, как колоть, как не бояться введения иглы, это очень-очень важно. У врача, после того как он попробовал это хоть на каком-нибудь материале, уже пропадает тревога, внутренний барьер «я боюсь».
Например, врачи-хирурги учатся у своих старших братьев. Если я хирург, я пойду в больницу, там я получу какие-то знания и практику рядом с другими хирургами, которым я буду ассистировать на операциях. У нас такой возможности нет. Я пришла на семинар, посмотрела и сняла на видео, как тренер что-то делает, но, когда я прихожу в свой кабинет, я понимаю, что не знаю, как это сделать мне, я боюсь. Поэтому очень важно дать хоть какую-то базу практики. Пусть не на живом материале, но хоть что-нибудь, чтобы развеять этот страх.
Я вспоминаю себя, когда только начинала, когда я колола своих родных, чтобы побороть страх и перейти к пациентам, и понимаю, что если бы тогда, 10 лет назад, у меня появилось вот это, то процесс моего обучения и овладевание мною всеми нужными компетенциями занял бы в несколько раз меньше времени. А время для нас – основной и самый важный ресурс.
Насколько я знаю, то, что мы сейчас разрабатываем, в России аналогов не имеет. Мастера перманентного макияжа уже начали использовать кожный лоскут, на котором они оттачивают свои навыки прорисовки. В косметологии, к сожалению, такого нет.
— Какие особенности у симулицонного оборудования для косметологов?
— Самая фундаментальная отрасль косметологии, то откуда все начинается, это мезотерапия. То есть это умение делать микроинъекции в поверхностные слои кожи. Для того, чтобы понять, как это делать, нам поможет симуляционное оборудование, которое мы сейчас создаем. Вообще весь кожный лоскут делится на несколько слоев. Это эпидермис – слущенные мертвые клетки; дерма; дальше идет слой ПЖК (подкожно-жировая клетчатка) – это жир; потом идет тоненькая прослойка СМАС, которую мы все так любим подтягивать, когда делаем лифтинг; мышцы; надкостница и косточка. Все микроинъекции делаются в первых трех слоях, то есть эпидермис, дерма и жир. В нашем симуляционном оборудовании будут представлены все слои вплоть до надкостницы. Каждый из них будет проработан со всеми тонкостями, то есть со своей структурой, плотностью. И врач может потом легко, попрактиковавшись на этом симулянте, перейти к пациенту. Он будет чувствовать уверенность, потому что ощущения будут те же.
Мы работаем руками и тактильная чувствительность нам очень нужна. Мы очень часто оперируем своими предыдущими тактильными воспоминаниями. Поэтому тот кожный лоскут, который мы сможем проработать на наших группах, даст возможность потом беспрепятственно перейти на работу с кожей пациента. Соответственно мы в рамках своих учений планируем, что у нас будет макет с кожей, состоящий из всех слоев, как в анатомическом атласе. Мы будем давать своим студентам все возможные инструменты – различные виды шприцов, игл, канюлей и т.д. Все это наш студент может получить на базе обучения, взять и попробовать разные техники и иглы, посидеть с этим кожным лоскутом и максимально отточить свое мастерство, чтобы быть уверенным, что ему не будет страшно. Выйдя от нас с дипломом, он будет иметь не просто бумажный носитель своих знаний, но еще и прикладные навыки.